ritus Опубликовано 30 Апреля, 2007 в 19:06 Жалоба Поделиться Опубликовано 30 Апреля, 2007 в 19:06 Друзья! Хочу открыть эту тему, чтобы каждый мог обменяться опытом, – рассказать об упражнениях и распевках, которые помогли лично ему. Ведь наверняка у Вас существуют особые приёмы, воздействующие на дыхание, резонаторы, раскрепощение гортани и т.д. Не уникальные, конечно, но которые подходят Вам стопроцентно. То есть, если быть точной, хотелось бы услышать о таких упражнениях, благодаря которым Вы стали лучше координировать свой индивидуальный голосовой аппарат. Как озарение. Понимаете? Дабы подать пример и не быть голословной, начну с себя. Первое. Наверняка многие знают или хотя бы приблизительно представляют себе, как произносится английское заднее «н» в окончаниях типа –ing. Так вот. 1. Приоткрываем рот на удобную высоту. 2. Формируем эту самую «н», соединяя заднюю часть языка с мягким нёбом. 3. Вдыхаем через нос. Начинаем спокойно, с удобной ноты, без надрыва «нычать». Делать это желательно слегка (а может, и не слегка) обиженно, как бы небольшим усилием пытаясь попасть в голову, на стоне. Лучше по восходящей. Можно сначала попробовать на мягкое стаккато. Далее на легато примерно так: соль-ля-си-ля-соль (здесь могут быть любые удобные Вам ноты). Наиболее яркие ощущения достигаются на верхних нотах (после переходной). 4. Форму рта не менять! Челюстью, плечами и шеей тоже ничего не делать! Только дыханием. Помогая себе по возможности воображением. Цель: нащупать головной резонатор. Мне в своё время очень помогло поймать ощущение вибрации, звона в голове. Второе упражнение – «мычание» закрытым ртом на верхних нотах – наверно, самое спорное. У меня всегда было так: начинаю «мычать» по восходящей где-то в середине диапазона – ощущается вибрация и щекотание на губах; однако при приближении к верхним нотам звук сужается, и чувство щекотки на губах пропадает. Я стала искать, как бы «мычать» закрытым ртом на верхах, чтобы было удобно. И стала попадать в твердое нёбо и переносицу так, что верхние зубы чуть не выскакивали от вибрации. Исчезло напряжение в плечах, шее и челюсти. Уж не знаю, что из всего этого было первопричиной, а что – следствием. Но помогает стабилизации дыхания и общему расслаблению. Не знаю точно, как это получается. Я закрываю глаза и чувствую свободные резонаторные полости в твёрдом нёбе, а потом просто посылаю туда дыхание. Дыхание + резонаторные полости, и всё. Больше ничего никакими частями не делаем и телодвижений не совершаем. Третье. Это скорее не упражнение, а механическая помощь самому себе. Берутся 2 указательных пальца (или их костяшки) и упираются в щёки – таким манером фиксируется нижняя челюсть. И поются распевки или даже целиком произведения. Не очень удобно, но помогает. Главное – не думать о дикции: конечно, она будет плохой – чёрт с ней. Ну и напоследок. Это упражнение с расчёской, о котором я узнала здесь же в одной из веток от Эхо. Если кто не видел, я повторю описание. Берётся частый гребень и тонкая бумага (калька). Бумага прикладывается к губам, а сверху кладётся расчёска. И начинаете петь, лучше на звук «у», в удобной тесситуре. Расчёска должна звенеть и трещать. Упражнение помогает удержанию высокой позиции: как только Вы её потеряете, трещать перестанет. P.S. Конечно, эти фокусы помогут не всем, но кто знает, кто знает. Если вдруг делиться секретами не хотите – дело Ваше, я не настаиваю :gigi: Но мне, например, было бы приятно, если бы кто-нибудь поддержал эту тему :) Да, и извините, что так много букв вышло :shuffle: Спасибо тем, кто дочитал до конца :rotate: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
MetalWriter Опубликовано 1 Мая, 2007 в 15:52 Жалоба Поделиться Опубликовано 1 Мая, 2007 в 15:52 Ну, я поддерживаю тему :) Эээ... что же помогло мне? Не так уж и многое, честно говоря. Но вроде как есть такие вещи. И никаких секретов в них нет. 1. Чтение нараспев. Берешь какой-нить отрывок из книги и начинаешь читать. Предложение на фа, предложение на соль, на ля и т.д. Потом фраза на фа, соль, ля.... Потом слово. Потом слог. Во-первых, упражнение приучает представить пение как разговор нараспев, во-вторых, сформировать что-то типа опоры. Я стал свободнее петь после него. 2. Очень долгое пение одной ноты, при попытке удержать как можно точнее (можно с зажатым ухом). Где-то 5 минут на каждую ноту (конечно же, с добором воздуха). Помогает тупо довести удержание ноты до автоматизма. :) 3. Пение очень коротких нот с добором воздуха после каждой, одновременным расслаблением и напряганием пресса. Типа как издание таких стонов (как будто с тобой делают нечто нехорошее :) ). Очень помогает расслабленному пению нот, разогреву мышц груди и живота, диафрагмы. Потом можно на основании этих коротких нот удлиннять пение, следя за тем, чтобы расслабленное состояние сохранялось. Можно и с ноты на ноту переходить. 4. Упражнение "крещендо", которое было на этом форуме описано. Для мужского только вроде вокала. Берете очень тихо ноту фальцетом (самую низкую, которую можете). Потом угромчаете, пока в голове не возникнет призвук характерный, нужно перейти с фальцета на голос без щелчка, и когда это удастся, спеть вверх гамму таким звуком, чем выше нота, тем тише. Помогает формированию микста. Еще тут есть полезные упражнения: http://rockvocalist.ru/exercises.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nadine Опубликовано 3 Мая, 2007 в 20:27 Жалоба Поделиться Опубликовано 3 Мая, 2007 в 20:27 мне знакомая певица давала упражнение :) Оно делается так: набирается воздух (все по правилам) и выпускается через сомкнутые губы, при этом получается "брбрбрбрбрбрбрбрбрбрбр" (звонко! не "прпрпрпр"). А когда это стабильно получается, то упражнение делается от каждой ноты со сменой регистра, например, до1-до2, ре1-ре2.. и как можно выше. В общем я так могу дойти до середины 3й наверное. (Если с губами не получается, то сначала можно попробовать просто на ррррррр). Упражнение регулирует правильную подачу воздуха, степень напряжения-расслабления мышц лица. Может быть что-то еще, не помню :) В общем полезное ;) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ritus Опубликовано 4 Мая, 2007 в 12:14 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 4 Мая, 2007 в 12:14 Спасибо за ответы! Это очень интересно. Как только подлечусь слегка, апробирую :rotate: Nadine, а делать это упражнение нужно, сразу перескакивая с до1 на до2? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nadine Опубликовано 4 Мая, 2007 в 12:19 Жалоба Поделиться Опубликовано 4 Мая, 2007 в 12:19 Спасибо за ответы! Это очень интересно. Как только подлечусь слегка, апробирую :rotate: Nadine, а делать это упражнение нужно, сразу перескакивая с до1 на до2? ага, так точно! не надо пропевать ничего между этими нотами (или ну очень быстро!, сейчас не соображу как объяснить). Делать от каждой ноты на рояле (т.е. с шагом в полтона) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ritus Опубликовано 4 Мая, 2007 в 13:02 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 4 Мая, 2007 в 13:02 ага, так точно! не надо пропевать ничего между этими нотами (или ну очень быстро!, сейчас не соображу как объяснить). Делать от каждой ноты на рояле (т.е. с шагом в полтона) То есть, можно делать глиссандо (слегка), если сразу не выходит? Всё, теперь поняла. Мы с первой преподавательницей пели "бра-брэ-бри" (на до-ре-ми и т.д., с шагом в полтона). Это и правда очень полезно, вот этот конкретно слог. Сразу выдвигает звук к зубам :up: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nadine Опубликовано 4 Мая, 2007 в 14:05 Жалоба Поделиться Опубликовано 4 Мая, 2007 в 14:05 То есть, можно делать глиссандо (слегка), если сразу не выходит? Всё, теперь поняла. Мы с первой преподавательницей пели "бра-брэ-бри" (на до-ре-ми и т.д., с шагом в полтона). Это и правда очень полезно, вот этот конкретно слог. Сразу выдвигает звук к зубам :up: но здесь слога нет! тут язык не участвует, звук получается только за счет губ (в общем р что я написала, это не та р, что мы говорим, а просто такой звук получается от губ). На самом деле мне кажется трудно понять из описания, че тут надо... лучше конечно показывать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ritus Опубликовано 4 Мая, 2007 в 20:57 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 4 Мая, 2007 в 20:57 но здесь слога нет! тут язык не участвует, звук получается только за счет губ (в общем р что я написала, это не та р, что мы говорим, а просто такой звук получается от губ).На самом деле мне кажется трудно понять из описания, че тут надо... лучше конечно показывать. Оооо!.. :eek: Я думала, там обычная р-р-р. Я понимаю, как это делается губами; только вот сейчас попробовала - ан нет! - долго выдержать не выходит :-\ Дыхалочка, видать, слабовата :( Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nadine Опубликовано 4 Мая, 2007 в 22:06 Жалоба Поделиться Опубликовано 4 Мая, 2007 в 22:06 Оооо!.. :eek: Я думала, там обычная р-р-р. Я понимаю, как это делается губами; только вот сейчас попробовала - ан нет! - долго выдержать не выходит :-\ Дыхалочка, видать, слабовата :( да, вот такое вот оно ;) надо тренироваться и все получится! У меня тоже сначала не получалось, я тогда целый день гуляла по городу и тренировалась :rolleyes: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
MetalWriter Опубликовано 5 Мая, 2007 в 10:31 Жалоба Поделиться Опубликовано 5 Мая, 2007 в 10:31 а губы размыкать надо при этом упражнении? а то если их сильно напрячь и сомкнуть, получается совсем не музыкальный звук))))) или может просто надо изображать такой звук типа пропеллера? вообще, есть множество подобных упражнений - например, подышать ртом через губную гармошку. или просто выдыхать воздух через сомкнутые зубы со звуком "тц-ц-ц" как можно дольше, удерживая пресс напряженным. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ritus Опубликовано 5 Мая, 2007 в 11:01 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 5 Мая, 2007 в 11:01 а губы размыкать надо при этом упражнении? а то если их сильно напрячь и сомкнуть, получается совсем не музыкальный звук))))) или может просто надо изображать такой звук типа пропеллера? Мне кажется, что-то типа пропеллера должно быть, т.е. не просто воздух через сомкнутые губы выпускать, а со звуком. Маленькие дети часто так делают :D вообще, есть множество подобных упражнений - например, подышать ртом через губную гармошку. или просто выдыхать воздух через сомкнутые зубы со звуком "тц-ц-ц" как можно дольше, удерживая пресс напряженным. Кстати, насчёт шипящих. Моя первая преподавательница советовала мне использовать согласный "щ" - сначала несколько раз на стаккато, а потом долго держать: получаться должно что-то типа "щ! щ! щ! щщщщщщщщщщщщщ!" А вот мой нынешний педагог говорит, что упражнение с шипящими вредно для связок :insane: Не знаю, кому и верить... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
filosof Опубликовано 5 Мая, 2007 в 12:30 Жалоба Поделиться Опубликовано 5 Мая, 2007 в 12:30 Я как-то делал запись со стебным уклоном нескольких упражнений: http://www.mytempdir.com/1318727 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nadine Опубликовано 5 Мая, 2007 в 16:45 Жалоба Поделиться Опубликовано 5 Мая, 2007 в 16:45 да, в этом упражнении что-то типа пропеллера получается.. губы конечно должны размыкаться на мгновение, чтоб воздух выпускать (они как бы шлепаются друг об друга). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ritus Опубликовано 8 Мая, 2007 в 09:42 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 8 Мая, 2007 в 09:42 Я как-то делал запись со стебным уклоном нескольких упражнений:http://www.mytempdir.com/1318727 Забавно :D , но полезно! Правда, у меня сейчас голос в плохом состоянии, да и вообще из меня песочек сыплется :gigi: Поэтому пока молчу, собираю полезные фишки - буду восстанавливаться. Спасибо :) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
angelochek Опубликовано 19 Ноября, 2009 в 11:14 Жалоба Поделиться Опубликовано 19 Ноября, 2009 в 11:14 А я распеваюсь по гитарным ладам Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
IWS Опубликовано 3 Декабря, 2009 в 01:50 Жалоба Поделиться Опубликовано 3 Декабря, 2009 в 01:50 Кстати, а что значит такое звучание, когда при мычании (с закрытым ртом) носовая перегородка сильно начинает дребезжать? Даже точнее не перегородка, а где-то чуток над зубами и между носом. Что-то полезного в такой находке есть или ровным счётом ничего? Мычание - это клёвое упражнение :) Я как-то тут читал, что у мычание есть ограничения на верхние ноты. Выше каких-то нот крайне нежелательно мычать. Кто-нибудь знает о каких нотах идёт речь? Для какого голоса? Желательно для тенора.. который немного похож на баритона :laugh: Я стараюсь мычать так, чтобы грудь резонировала (кладу ладонь на неё и чувствую как она дребезжит). Ещё из всех своих попыток понял то, что НАМНОГО проще грудной звук держать (как при мычании, так и при открытом рте) тогда когда корень языка отводится назад.. причём чем выше, тем корень отъезжает дальше... Кадык, естественно, опущен при этом. Ну ещё бы.. а то куда ж язык убирать :D Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мёдоед Опубликовано 3 Декабря, 2009 в 04:51 Жалоба Поделиться Опубликовано 3 Декабря, 2009 в 04:51 Так тяжко распеватся, думать о кадыке, язык убирать, отвлекает это всё как мне кажется. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Trovatore Опубликовано 3 Декабря, 2009 в 08:27 Жалоба Поделиться Опубликовано 3 Декабря, 2009 в 08:27 Кстати, а что значит такое звучание, когда при мычании (с закрытым ртом) носовая перегородка сильно начинает дребезжать? Даже точнее не перегородка, а где-то чуток над зубами и между носом. Что-то полезного в такой находке есть или ровным счётом ничего? Видимо, нащупал "масочный" резонатор. По идее - туда и надо фокусировать звук. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
IWS Опубликовано 3 Декабря, 2009 в 14:49 Жалоба Поделиться Опубликовано 3 Декабря, 2009 в 14:49 (изменено) Хм.. петь.. я пока только мычать могу :laugh: Смех смехом, но мне кажется это уже небольшой шаг вперёд. А нижние ноты тоже нужно фокусировать в тот участок? Вообще у меня проблема, с которой не могу никак справиться - громкость. Отличный пример вот: я не знаю, что это за песня, но по-моему это отличный урок вокала :D http://www.youtube.com/watch?v=Znlu0p8udik Trovatore, послушайте пожалуйста начало.. Если я не ошибаюсь, это называется напевание, а не пение? Вот если вот так по тихому петь - что-то похожее получается, а как только громкость пробую прибавить - так получается то, что Вы слышали ранее от меня :D Т.е. что-то типа ора. (во, спел эту песню http://forum.vocal.ru/showthread.php?t=9001 :) ) А так я постоянно пою тихо (чтобы связки не травмировать пока, может со временем научусь и погромче), мне кажется в это время звучание более-менее правильное. Хотя записывать пока страшнова-то это. Как у того вокалиста у меня и близко не получится! :) Но что удивительно.. при тихом пении у меня похоже что-то на вибрато, а не на тремоляцию или чего там у меня раньше было когда я пытался громче петь?! Изменено 3 Декабря, 2009 в 20:39 пользователем IWS Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
IWS Опубликовано 6 Декабря, 2009 в 01:46 Жалоба Поделиться Опубликовано 6 Декабря, 2009 в 01:46 Ещё вопрос есть... Вопрос про нос. :) Может ли в вокале использоваться носовой канал? У меня такое ощущение что грудной по мере движения вверх медленно затухает и заново пытается открыться тогда когда я перехожу в звучание вот той "маски". И получается так, что грудой пытается звучать в нос :D Пока у меня так: до соль1(включительно) эта маска звучит прямо с колеблющейся грудью, а с ля1 - как отговорили :) грудь отваливается (причём звучание маски по-моему нисколько не меняется..) Скорее и термин "маска" я тут совершенно неправильно употребляю, может это какой-то иной звук... По ощущением это что-то вроде головного резонатора. Резонирует очень сильно голова, также перегородка носа и зубы. Хотя по-моему даже не перегородка носа, а весь нос :D По звуку - этот звук ближе на женский похож, но очень гулкий и громкий... Я не ору как умолишённый :) он вроде просто такой. Как фальцет, но по-моему всё же он посильнее. Такое впечатление, что прямо вот в тот звук можно пробить грудным... но пока как-то не очень получается :) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мёдоед Опубликовано 6 Декабря, 2009 в 04:46 Жалоба Поделиться Опубликовано 6 Декабря, 2009 в 04:46 Блин ты даёш! :) Конечно через ноздри звук выходит. У некоторых даже через чур поэтому звук становится гнусавым. А у тебя как мне кажется звук не замикстовался, а идёт преобладание головного голоса, а грудного мало. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
IWS Опубликовано 6 Декабря, 2009 в 12:40 Жалоба Поделиться Опубликовано 6 Декабря, 2009 в 12:40 Блин ты даёш! :) Конечно через ноздри звук выходит. У некоторых даже через чур поэтому звук становится гнусавым. А у тебя как мне кажется звук не замикстовался, а идёт преобладание головного голоса, а грудного мало. а фиг его знает.. Я как-то никогда не замечал, чтобы звук именно через ноздри шёл, мне кажется если и шёл, то крайне и крайне мало. Почти что и не шёл совсем :) А вот теперь кажется, что ловлю состояние где он начинает идти через него. Может я осилил гнусавость.. :lol: Ну посмотрим, чуть расшевелюсь и там уже будет слышно что к чему. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
IWS Опубликовано 6 Декабря, 2009 в 12:54 Жалоба Поделиться Опубликовано 6 Декабря, 2009 в 12:54 О, по поводу ощущений ещё вот такой вопрос.. Берём любой звук (нормальный, на котором говорим), звучим.. закрываем нос - звучание абсолютно не меняется, т.е. никакой гнусавости не появляется. Кажется, такое упражнение я тоже где-то видел по видео... такой звук какой-то смысл имеет? От гнусавости наверное избавляет? Хотя.. если верхние нужно через нос - то такое упражнение относительно только низов работает? :) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мёдоед Опубликовано 6 Декабря, 2009 в 12:58 Жалоба Поделиться Опубликовано 6 Декабря, 2009 в 12:58 Помоему даже грудные ноты немного должны идти через нос, а вот если с закрытым носом и открытым звук одинаковый это кажись куполом называется, мне кажется это делается на поднятом нёбе, для объёмного, оперного звука. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
IWS Опубликовано 6 Декабря, 2009 в 16:13 Жалоба Поделиться Опубликовано 6 Декабря, 2009 в 16:13 А.. понятно. А может это упражнение ещё и для того когда звук получится сильно гнусавым, чтобы гнать его обратно из носа? :) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти