Перейти к содержанию

"Наказ вокалисту"


Рекомендуемые сообщения

Стих-наказ существует с 18века в монастырях, где певчих обучали пению. Есть поверие, что он пришёл из Италии от самого маэстро Н.Порпора.

 

"Наказ Вокалисту"

 

 

Чтоб красиво петь до гроба,

Купол сделайте из нёба,

Станьте полым, как труба,

И начните петь со лба.

 

Ощутите точки две:

В животе и голове;

Провалите на живот,

И пошлите звук вперёд.

 

Чтобы петь и не давиться,

Не забудьте удивиться:

Вдох короткий, как испуг,

И струной давите звук.

 

Если вы наверх идёте,

Нужно глубже опирать -

Всех тогда "переорёте", ;)

Хоть и нечем "заорать".

 

Если вниз идёте вы, -

Не теряйте головы;

Не рычите, словно зверь -

"Открывайте мягко дверь".

 

Что такое звук "прикрыть"?

Очень трудно объяснить.

Чтоб прикрытие найти,

Нужно к «Е» прибавить «И».

 

«А» - где «О», а «О» где «У»,

Но не в глотке, а во лбу,

И со лба до живота -

Лишь провал и пустота.

 

Пойте мягко, не кричите,

Молча партии учите;

И не слушать никого,

Кроме Бога одного!

 

Вот такие забавные стихи.....:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Действительно забавные,но и очень чётко описывающие как надо петь :)

 

Да этим они и мне показались интересными.:)

Тут кто-то писал, что педагог его учит петь: "Через голову в ноги"

Это тоже почти из той же оперы, только всё по чётче ....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересные стихи, меня именно так и учили петь на вокале.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Действительно забавные,но и очень чётко описывающие как надо петь :)

 

Нельзя ли более подробно, как из этих стихов учиться петь. Как другими словами обьяснить то же самое, чтобы было понятно начинающиму?:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нельзя ли более подробно, как из этих стихов учиться петь. Как другими словами обьяснить то же самое, чтобы было понятно начинающиму?:)

По этим стихам учиться петь не следует.

Учёба вокалу — ежедневный, кропотливый, умственный и физический труд, с толковым педагогом.

 

А стихи для более продвинутых вокалистов, чтоб сравнить или сверить свои понятия в вокале.

Вот им это может где-то подсказкой послужить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По этим стихам учиться петь не следует.

Учёба вокалу — ежедневный, кропотливый, умственный и физический труд, с толковым педагогом.

 

А стихи для более продвинутых вокалистов, чтоб сравнить или сверить свои понятия в вокале.

Вот им это может где-то подсказкой послужить.

 

 

Это я уже понял, но педагога нет. Голоса пока тоже.

Вопрос как должен начинать учиться совсем новичок (пока без педагога, если возможно). Возможно есть базовые моменты, на которые нужно обратить внимание сначала. Возможно есть хороший вводный курс, книга.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот 'правила' для всех гуру музыкального дела.

Вдруг кому-нибудь пригодятся.

 

Роберт Шуман - Жизненные правила для музыкантов

1. Развитие слуха — это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тоны и лады. Колокол, стекольная рама, кукушка, — прислушайся, какие звуки они издают.

2. Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за техническими упражнениями. Это приблизительно то же самое, что ежедневно читать азбуку вслух и стараться делать это все быстрее и быстрее. Употребляй свое время с большей пользой.

3. Изобрели так называемую «немую клавиатуру»; попробуй немного поиграть на ней, чтобы убедиться в ее полной непригодности. Немые не могут научить говорить.

4. Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них примера!

5. Изучи как можно раньше основные законы гармонии.

6. Не бойся слов: теория, гармония, контрапункт и т. п.; они встретят тебя приветливо, если ты поступишь так же.

7. Никогда не колоти по клавишам! Играй со смыслом и не останавливайся на половине пьесы.

8. Тянуть и спешить — одинаково большие ошибки.

9. Старайся играть легкие пьесы хорошо и выразительно; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.

10. Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента.

11. Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также напевать ее про себя без помощи инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но также и сопровождающую ее гармонию.

12. Даже если ты не обладаешь хорошим голосом, старайся петь с листа без помощи инструмента; таким образом, ты разовьешь свой слух. Если же у тебя красивый голос, не медли ни минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо.

13. Играй всегда так, как будто тебя слушает великий художник. Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает.

14. Если тебе предложат сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его предварительно глазами, в полном его объеме.

15. Если ты выполнил свою повседневную музыкальную работу и чувствуешь усталость, не принуждай себя к дальнейшему труду. Лучше отдыхать, чем работать без охоты и бодрости.

16. Когда будешь постарше, не играй модных сочинений. Время дорого. Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы познакомиться только со всем хорошим, что существует на свете.

17. На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь.

18. Весь хлам пассажей имеет преходящее значение; техника обладает ценностью только там, где она служит высшим целям.

19. Не распространяй плохих сочинений; старайся всячески преграждать им путь к известности.

20. Ты не должен ни играть плохие сочинения, ни слушать их, если только тебя к этому не принуждают.

21. Не стремись к блеску исполнения. Старайся, чтобы музыка произвела то впечатление, которое имел в виду автор; большего не надо; все, что сверх этого, — искажение.

22. Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших композиторов, пропускать или, чего доброго, присочинять к ним новомодные украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.

23. Выбирая пьесы для работы, советуйся со старшими; ты этим сбережешь себе много времени.

24. Постепенно знакомься с сочинениями известных композиторов.

25. Не обольщайся успехом, который часто завоевывают так называемые большие виртуозы.

26. Одобрение художников пусть будет для тебя ценнее признания целой толпы.

27. Все модное выходит из моды; если ты будешь гнаться за модой, то, состарившись, будешь никому не внушающим уважения франтом.

28. Много играть в обществе скорее вредно, чем полезно.

29. Но никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т. п. Это сделает твою игру полной жизни, осмысленной. Чаще аккомпанируй певцам.

30. Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте.

31. Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его высшим и единственным. Помни, что существуют другие и столь же прекрасные. Помни и о существовании певцов; не забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в хоре и оркестре.

32. Когда подрастешь, общайся больше с партитурами, чем с виртуозами.

33. Играй усердно фуги больших мастеров, особенно И. С. Баха. «Хорошо темперированный клавир» должен быть твоим хлебом насущным. Тогда ты безусловно станешь основательным музыкантом.

34. Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.

35. Отдыхай от своих музыкальных занятий, усердно читая поэтов. Броди почаще в поле и в лесу.

36. У певцов и певиц можно многому научиться, но и не во всем доверяй им.

37. Много людей живет на свете. Будь скромен! Ты еще не изобрел и не придумал ничего такого, чего до тебя уже не придумали и не изобрели другие. А если бы тебе это и удалось, то считай свое открытие общим достоянием.

38. Изучение истории музыки, подкрепляемое живым слушанием образцовых произведений различных эпох, скорее всего, излечит тебя от самомнения и тщеславия.

39. Исследование Тибо «О чистоте стиля в музыке» — прекрасная книга. Когда ты станешь старше, читай ее.

40. Если ты проходишь мимо церкви и слышишь, что в ней играют на органе, войди и слушай. Если тебе посчастливится самому сесть на органную скамью, то испытай свои маленькие руки на клавишах этого инструмента и удивляйся могуществу нашего искусства.

41. Не упускай случая поупражняться на органе; нет инструмента, который так же быстро мстил бы за неряшливость и грязь в сочинении и в исполнении.

42. Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это сделает из тебя хорошего музыканта.

43. Но что, значит, быть музыкальным? Ты не музыкален, если, боязливо уставившись глазами в ноты, с трудом доигрываешь свою пьесу; ты не музыкален, если в случае, когда кто-нибудь нечаянно перевернет тебе сразу две страницы, — остановишься и не сможешь продолжать. Но ты музыкант, если в новой пьесе приблизительно догадываешься, что будет дальше, а в знакомой уже знаешь это наизусть, — словом, когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове, и в сердце.

44. Но как стать музыкальным? Милое дитя, главное острый слух, быстрая восприимчивость — дается, как и все, свыше. Но способности можно развивать и совершенствовать. Ты не станешь музыкальным, если, отшельнически уединяясь, целыми днями будешь заниматься техническими упражнениями; ты приблизишься к цели, если будешь поддерживать живое, многостороннее общение с музыкантами, и, в частности, если будешь постоянно иметь дело с хором и оркестром.

45. Изучай с юных лет пределы и свойства человеческого голоса в его четырех видах; особенно прислушивайся к голосам в хоре; выясни, в каких регистрах они обладают наибольшей силой, в каких им доступны выражения мягкости и нежности.

46. Прислушайся внимательно ко всем народным песням; это целая сокровищница прекраснейших мелодий, они откроют тебе глаза на характер различных народов.

46. Практикуйся с раннего возраста в чтении старых ключей. Иначе для тебя останутся недоступными многие сокровища прошлого.

47. Как можно раньше примечай звук и характер различных инструментов, старайся запечатлеть в своем слухе их своеобразную звуковую окраску.

48. Никогда не упускай случая послушать хорошую оперу.

49. Высоко чти старое, но и новое встречай с открытым, горячим сердцем. Не относись с предубеждением к незнакомым тебе именам.

50. Не суди о сочинении, прослушав его один раз: то, что тебе понравится в первый момент, не всегда самое лучшее. Мастера требуют глубокого изучения. Многое станет тебе ясным лишь в зрелом возрасте.

51. В суждениях о музыке различай, принадлежит ли произведение к области профессионального искусства или создано только для дилетантского развлечения; первые отстаивай, по поводу других не гневайся!

52. «Мелодия» — боевой клич дилетантов, и действительно, музыка без мелодии —не музыка. Пойми, однако, что они имеют в виду: они признают лишь мелодию, легко воспринимаемую, ритмически привлекательную. Но ведь есть и другие, иного склада, и где бы ты ни раскрыл Баха, Моцарта, Бетховена, на тебя глядит тысяча мелодий различных видов; убогое же однообразие, особенно типичное для новых итальянских оперных мелодий, надо надеяться, скоро наскучит.

53. Если ты подбираешь на фортепиано маленькие мелодии, это, конечно, очень мило, но если они являются сами, а не за инструментом, то радуйся еще больше — значит, в тебе пробуждается внутреннее музыкальное сознание... Пальцы должны делать то, чего хочет голова, но не наоборот.

54. Когда ты начнешь сочинять, проделай все мысленно. Только когда пьеса совершенно готова, попробуй сыграть ее. Если твоя музыка вылилась из души, если ты ее прочувствовал, — она так же подействует и на других.

55. Если небо одарило тебя живой фантазией, то в часы уединения ты будешь, как зачарованный, сидеть за инструментом, пытаясь в гармониях излить свое внутреннее я, и тем таинственнее ты будешь чувствовать себя как бы вовлеченным в магический круг, чем менее ясным будет для тебя еще в это время царство гармонии. Это будут самые счастливые часы твоей юности.

Берегись, однако, слишком часто отдаваться влечению таланта, который соблазняет тебя тратить силы и время на создание как бы призрачных образов. Овладение формой, сила ясного воплощения придут к тебе только вместе с нотными знаками. Итак, больше сочиняй, чем фантазируй.

56. Как можно раньше познакомься с дирижированием. Почаще наблюдай хороших дирижеров; вместе с ними можешь потихоньку дирижировать. Это принесет тебе ясность.

57. Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и с науками. Законы нравственные те же, что и законы искусства. Старанием и прилежанием ты всегда достигнешь более высокого.

58. Из фунта металла, стоящего несколько грошей, можно сделать тысячи часовых пружин, ценность которых увеличится в сотни тысяч раз. Фунт, полученный тобой от Бога, используй добросовестно.

59. Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего.

60. Искусство не предназначено для того, чтобы наживать богатство.

61. Совершенствуй себя как артист, остальное придет само собой.

62. Лишь тогда, когда станет тебе вполне ясной форма, тебе ясным станет и содержание. Быть может, только гений понимает гения до конца.

63. Кто-то утверждал, что хороший музыкант должен уметь представить себе впервые услышанное даже сложное оркестровое произведение в виде партитуры. Это высшее совершенство, какое себе можно представить.

64. Ученью нет конца.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Стих-наказ существует с 18века в монастырях, где певчих обучали пению. Есть поверие, что он пришёл из Италии от самого маэстро Н.Порпора.

 

"Наказ Вокалисту"

 

 

Чтоб красиво петь до гроба,

Купол сделайте из нёба,

Станьте полым, как труба,

И начните петь со лба.

 

Ощутите точки две:

В животе и голове;

Провалите на живот,

И пошлите звук вперёд.

 

Чтобы петь и не давиться,

Не забудьте удивиться:

Вдох короткий, как испуг,

И струной давите звук.

 

Если вы наверх идёте,

Нужно глубже опирать -

Всех тогда "переорёте", ;)

Хоть и нечем "заорать".

 

Если вниз идёте вы, -

Не теряйте головы;

Не рычите, словно зверь -

"Открывайте мягко дверь".

 

Что такое звук "прикрыть"?

Очень трудно объяснить.

Чтоб прикрытие найти,

Нужно к «Е» прибавить «И».

 

«А» - где «О», а «О» где «У»,

Но не в глотке, а во лбу,

И со лба до живота -

Лишь провал и пустота.

 

Пойте мягко, не кричите,

Молча партии учите;

И не слушать никого,

Кроме Бога одного!

 

Вот такие забавные стихи.....:)

 

так поют певцы владеющие техникой бельканто...эт с их сайта...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

так поют певцы владеющие техникой бельканто...эт с их сайта...
А где этот сайт находится, будьте добры ссылочку.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

да этот стишок наверно не на одном десятке сайтов....это же основы вокала...в краткой,шуточной форме...)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

да этот стишок наверно не на одном десятке сайтов....это же основы вокала...в краткой,шуточной форме...)

 

Кто ж против, я например из книжки срисовала, а кто-то раньше меня из других источников нашёл.

 

Я не первоисточник, стих старый и давно известный, попался мне на глаза, понравился, вот я и поделилась с форумчанами.

 

Интересен сайт владеющих бельканто и как это владение определяется?

Может это сайт мастеров, тогда любопытно послушать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В голову звук мы никогда не отправляем!

Вполне возможно, что вы не отправляете, только я бы не говорила такое за всех.;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Господа, это стихи из книги солиста Марииского театра Юрия Шкляра "Острый угол моей жизни. Мысли вокалиста" издательства "Советский композитор". Только в последней строчке там " и не слушать никого, кроме Деда одного", потому что так звали педагога автора.

Книжка классная и есть все темы, касающиеся вокала, процесса обучения вокалу, дебюта на сцене и вокального здоровья. Продается в Питере, я купила ее на Невском в "Северной лире", но она есть и в Инете http://www.compozitor.spb.ru/catalogue_editions/the_regular/index.php?ELEMENT_ID=19556 за 100руб (это дешевле, чем в магазине)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Господа, это стихи из книги солиста Марииского театра Юрия Шкляра "Острый угол моей жизни. Мысли вокалиста" издательства "Советский композитор". Только в последней строчке там " и не слушать никого, кроме Деда одного", потому что так звали педагога автора.

Книжка классная и есть все темы, касающиеся вокала, процесса обучения вокалу, дебюта на сцене и вокального здоровья. Продается в Питере, я купила ее на Невском в "Северной лире", но она есть и в Инете http://www.compozitor.spb.ru/catalogue_editions/the_regular/index.php?ELEMENT_ID=19556 за 100руб (это дешевле, чем в магазине)

Не сомневаюсь, что эти стихи вы могли там найти.

Я например прочитала их в другой книжке "Механика пения" ведущего тенора Мариинки, нар. артиста, профессора Питерской консы Константина Плужникова. Видимо все, кто пишет книги о вокале считают своим долгом внести туда эти стихи, они есть и на любом сайте, где говорится о вокале.

Только Плужников не приписывал их себе, а говорил, что стихи старинные, и не менял слов.

Мне оч понравилась его книжка, в первое время я с ней спала в обнимку, но не считаю нужным кому-то настойчиво рекомендовать её.

 

Хороших книг про вокал много и каждый сам в своё время найдёт свою или свои.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемая Багира, да, эти стихи встречаются практически на всех сайтах вокалистов, потому что они составляют суть итальянской школы. Вот только единства в авторстве нигде нет, кому только эти стихи не приписывали, даже какому-то архимандриту. Просто если бы Вы прочитали книгу, о которой я говорю, то поняли, что они имеют совершенно точного автора, написаны в начале 80-х годов, а главное смысл каждой строчки, например, "Открывайте плавно дверь". Вы никогда не задумывались, почему именно так сказано и что это означает для вокалиста?

Константина Плужникова я знаю как прекрасного вокалиста, а как педагога - не знаю. И очень жаль, что Вы не рекомендуете другим хорошую книгу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я постараюсь прочитать ту книгу, которую вы рекомендуете.

 

А не рекомендую другим читать ту о которой я говорю потому, что каждый человек находится на разном этапе своего вокального развития.

И мне люди не поверят.

Люди верят только тем, кто смог воспользоваться этими знаниями, применил их и показал народу.

Я же воспользовалась и применила поздновато.

В какой-то момент своей жизни я отчаялась найти школу и бросила пение.

7 лет вообще забыла о пении и занялась бизнесом.

Но потом моё нутро взбунтовалось и я потихоньку упорно стала искать, ходить по педагогам, которые и сами ничего не могли.

 

Попадись мне эта книга лет 10 назад, я ничего толком не поняла бы в ней.

Это было б, как бисер перед свиньёй (свинья это я)

Но она мне попалась именно в тот момент, когда я билась из тупика в тупик.

Почти дошла до абсурда и отчаянно старалась найти некую пружину или кнопку в своём горле, чтоб нажать на неё и запеть без проблем.

Ведь я отчётливо видела и слышала, как это делают мировые звёзды, а значит это возможно и стала искать.

Видимо вселенная откликнулась и послала мне эту книгу.

Кнопок оказалось несколько в т.ч. и в горле.

 

Но теперь из-за возраста меня в театрах даже слушать не хотят, там возрастной ценз 32года, по этому мои достижения остались только при мне и показать всё это я могу только перед своими учениками и то, если им ещё хватит ума перенять всё это, или в редких 3сортных концертах.

 

Все хотят всё быстренько, как и я хотела в молодости.

Но так не бывает.

Это целый путь и если хотите судьба.

Не всем имеющим шикарные голоса дано в полной мере воспользоваться, найти школу и суметь её применить.

Лох — это судьба.

Моя преподша в консе мне говорила: «Тише едешь — дальше будешь».

Но куда там ей поверить, я понеслась галопом по европам — дебилка 18тилетняя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Классный стих! Мне понравился однозначно! Основные правила вокала в шуточной форме - здорово!

В стихах ведь запоминается легче информация любая!

Но, конечно же, это дополнение к занятиям с преподом (это само собой разумеется). Все равно, что правила по русскому яхыку в шуточной форме - они же не отменяют практики!

Особенно вот это прикольно:

Если вниз идёте вы, -

Не теряйте головы;:laugh:

Актуально для меня потому что!

И можно понять в нескольких смыслах, а это всегда интересно)

Изменено пользователем Katialisichka
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...