Перейти к содержанию

Как научиться горловому пению?


Рекомендуемые сообщения

Этническое пение различных народов востока, севера... с двухголосием я более-менее разобрался - поднимается основание языка, губами, зубами(?) и кончиком языка находится резонанс... Но не могу понять некоторые другие вещи. Как они издают такие низкие звуки? Не всегда понятно, что делается горлом, а что диафрагмой. Тем более не могу понять, как создается трехголосие? Чему там еще резонировать? Вообще, кто знает, расскажите побольше, пожалуйста.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Собственно, резонанс к двух-трёхголосию отношения не имеет. Резонанс - лишь усиливает тот или иной звук, но формироваться он должен в разных образованиях дыхательного пути (штробасовы связки, вестибулярные связки и т.п.). Выставьте запись вашего двухголосия с кончиком языка - что-то я не понимаю того, что вы изложили.

Касаемо свистковых регистров и низких звуков - вот я буквально вчера сделал запись на эту тему: http://webfile.ru/5265597 Послушайте - может, чего-то прояснится.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что именно насилую и при каком пении? Я же много чего показал. Реально связки устают у меня только при писке на высоких нотах. На свистковых регистрах, а тем более на этих всех горловых пениях голосовые связки практически не устают.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

При рыках связки не насилуются. При пищании - да. При свистках - тоже нет.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прикольно объяснил про горловое пение, у меня даж получаться стало ) Я, конечно, раньше не пытался, но щас попробовал и действительно, подключились ложные голосовые связки и зазвенело )))
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Извиняюсь за задержку, надеюсь, не записали меня в беженцы))) ЛеонидКотвицкий, говоря про резонанс, я и имел в виду как раз то, чем усиливаются те или иные обертоны. Ваша запись действительно прояснила некоторые вещи. Вот мои записи: webfile.ru/5279573 Микрофон самый дешевый, поэтому слышно только один самый "выделенный" звук. В начале чистый грудной голос без штробаса, второй звук - подключается головной резонатор (там микрофон перестал ловить низы), третий - губы, язык, вехняя десна (ощущение, что этот тон резонирует в пространстве между кончиком языка и десной). Звук ближе к концу, как будто дуют в бутылку - видимо, призвук микрофона.

 

Вторая: webfile.ru/5279743 только "грудь" и "язык", как я писал вначале.

 

Так вот, дело в том, что в реальности все это звучит не так - основной голос перебивает все остальные призвуки, "голову" почти не слышно, последний призвук едва заметен. Вопрос, как они добиваются такого яркого звучания основного тона и двух или трех других тонов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Послушал. В том и штука, что вы используете в основном резонаторы, а для появления 2 и 3-го тона нужен не резонанс, нужны форманты, то есть не усиление обертонов, а появление новых источников звука. В обычном пении тоже используются резонаторы, тоже усиливаются обертоны, но не называется оно двухголосием, потому что форманта - основной тон - одна, а тут надо извлечь несколько формант. А уже обертоны - вторично, они добавляют красоты, оттенков и т.п., но двухголосие - не от обертонов, а от формант. У вас вроде форманты тоже проскакивают, но, видимо, бессознательно, акцентируетесь вы не на них, а на резонаторах.

Вечером запишу разницу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

MaerdXela, вот вам ссылочка с моими показами и разъяснениями - http://webfile.ru/5280255. Советую подкрутить верха на колонках, а то мой микрофон (Shure 58) в основном хорошо передаёт низы. Впрочем, если есть слух, разницу расслышите чётко. Думаю, теперь вам много чего прояснится, а уже когда получится - это дело практики. Успехов!
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотел спросить... Наверное, как раз по теме. Я могу издавать низкие звуки (довольно громко) в области ямочки, расположенной ниже кадыка. Связки при этом точно не работают. Что это? Гроулинг?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Jugulator, это - штробас. В ссылке во втором посте со второй минуты я показывал его. И если штробасом извлекать расщеплённый звук, то это будет гроулом. На 11 минуте я показал разницу между просто штробасом и гроулом. Послушайте и решите, что у вас.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не понимаю я Вас, уж извините.)) Ложные голосовые связки будут издавать собственный звук только под мощным напором воздуха, и это будет называться скриминг. Для такого звука, как у Вас, нужен базовый звук, а ложные связки будут или вступать в резонанс с каким-то из обертонов, или расщеплять звук просто как препятствие на его пути. В любом случае без работы настоящих голосовых связок не получится издавать этот высокий звук только с помощью ложных голосовых связок. (сейчас поспорю сам с собой, но единственное объяснение, которое я вижу, это то, что настоящие связки, работая, направляют узкий поток воздуха на ложные)

 

Вот еще информация:

Выдержка из статьи (kommersant.ru/doc/1617248/print) о присуждении досрочной пенсии почетным хоомейджи за вредность труда:

Тувинские горловики обладают уникальной техникой исполнения, которая отличается длительными задержками дыхания и интенсивной вибрацией органов дыхания.

Стало быть, если расход воздуха минимален (видимо, поэтому изначально горловое пение использовалось как техника медитации), то и о собственных колебаниях ложных голосовых связок говорить не приходится - все делается на связках усилением отдельных тонов.

 

Либо мы говорим об одном и том же, но по-разному.

 

Ну и напоследок то, как горловое пение звучит в идеале: youtube.com/watch?v=ELrHZ32lEhk&feature=related

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Настоящие связки дают громкость, усиливая звук ложных голосовых, которыми можно издавать звук и самостоятельно, в чистом виде, только он - негромкий, поскольку для голоса эти связки не приспособлены. А с голосом они дают тот же свой звук, но громче. То есть, они резонируют, но издавая при этом свой звук, в отличии от купола горла, кончика языка, которые лишь усиливают те обертоны, которые идут с голосовых связок. А потому что самим сводом горла или кончиком языка собственного звука не издашь, даже тихого, а ЛГС - можно, я могу.

Касаемо скриминга, то тут такая же разница, как и в штробасе и гроуле, я выше уже показывал. Так же и само по себе добавление ложных голосовых связок скриминга ещё не даст, должен быть другой тип вибрации этих ложных голосовых связок, расщеплённый.

Касаемо ссылок из газет от корреспондентов, которые сами не умеют петь горлом, а просто перепечатывают информацию из других источников, которые тоже обычно из кого-то передрали, то я бы им особо не доверял. Но пусть... Если расход воздуха минимален, то и не забывайте, что громкость - далеко не академическая. Вместе с инструментом кажется, что верха - очень громкие, но без инструмента всё гораздо тише. Во вторых, при этом минимальном потоке воздуха горло неслабо сжимается, в результате чего хоть поток воздуха и слабый, но давление в горле выше, чем при обычном пении, что уже зафиксировано приборами. Также видеокамерой уже зафиксировано сокращение ложных голосовых связок при горловом пении, так что тоже тут спорить нечего.

И наконец: то, что вы мне дали по ссылке, видено мною не раз уже, и никакое это не идеальное горловое пение - просто обычное хорошее горловое пение. Хотите нормально расслышать горловое пение, надо это делать без музыки и желательно тувинское - оно сейчас считается лучшим. Вот пример одной всемирно известной группы:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Раз уж зашла такая тема, не могли бы Вы вкратце разъяснить теорию звукоизвлечения, на которой основаны ваши советы. Просто я не понимаю, к примеру, что такое штробасовые связки, или как можно сжимать ложные связки, если они состоят не из мышечной ткани, как голосовые, а, если не ошибаюсь, из лимфотической. Про давление воздуха вообще не понятно. Если представить легкие как сосуд, то при выдохе снизу он будет сжиматься диафрагмой, с боков - мышцами пресса и ребер, но для создания давления надо еще и прикрыть отверстие сверху. Понимаете меня? Чем оно прикрывается? Очень хочется посмотреть записи сокращения ложных голосовых связок.

 

Про газетчиков: статья о том, что дали досрочную пенсию артистам горлового пения, потому что они дают продолжительные концерты на протяжение многих лет и их организм переживает кислородное голодание гораздо дольше и чаще, чем это было бы полезно. Газетчики не строят новых догадок о том, "как они это делают", а описывают объективно существующую проблему, из существования которой я сделал вывод, что расход воздуха минимален.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы для начала внимательно вчитайтесь в то, что я писал. Я не писал, что сжимаются ложные голосовые связки, а что сжимается горло на уровне их (или штробасовых). Что те, что любые другие выпячивания в гортани - не голосовые образования по своей природе, горла они не перекрывают полностью, как это могут делать истинные голосовые связки, а лишь частично выпячиваются. Поэтому, если сжать горло на уровне тех ЛГС или других выпячиваний, то воздух начинает их задевать, так как они начинают перекрывать просвет горла (просвет-то становится очень узким) - вот и появляется громкость, вот и появляется чем "прикрыть отверстие сверху", вот и повышается давление. Плюс ещё надгортанник сверху прикрывает (из-за чего долго не могли сделать видеозаписи горлового пения, в отличии от обычного, пока не поместили мини-видеокамеру в горло).

Поэтому хоть поток воздуха и минимален, но получается нужное звукоизвлечение. Что минимальный поток воздуха, это я и сам знаю - до минуты приходится иногда держать звук. Но при этом горло так сжимается, что задеваешь любой нужный его участок и заставляешь его издавать нужный звук. Я все основные звуки горлового пения сумел извлечь за три дня, с тех пор, как начал читать о нём. И всё потому, что чётко знаю анатомию, и стоило мне прочесть, что звуки извлекаются из ЛГС, я поднапряг тот участок горла, где, как я знаю, они находятся - и получилось. И сейчас я вполне сознательно могу уже напрягать любые образования в горле по своему желанию, и чётко чувствую, напряг я свод глотки или "включил" ЛГС, так что мне особо чьи-то рассказы, что это не так, не интересны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот, все привыкли, что на форумах с ними спорят) Я с вами не спорю и не говорю, что это не так - я сказал, что мне не понятны эти вещи. Теперь разъяснили - стало понятнее. Спасибо.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

MaerdXela, может, дело в том, что мы говорили с вами о разных резонансах? Есть два вида резонирования, одно из которых присутствует лишь в горловом пении, а в обычном влияет лишь на восприятие звука самим певцом, но не на исходный результат. Знаете, о чём речь?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Честно говоря, не совсем... Резонанс может возникать за счет отражения звука внутри резонирующей полости, тогда свойства резонатора зависят от его размера. И за счет того, что собственная частота колебаний резонирующей детали (не обязательно полости) совпадает с частотой звука или его обертона, попадающего на нее или в нее (зависит от упругих свойств материала). Вы это имеете в виду? Для меня использовать резонанс при обычном пении означает усиление громкости звука без усиления работы связок, засчет правильног положения гортани, осанки, опоры и всего-прочего - ноты становятся чище. Не могу сказать точно, может быть какие-то детали вокальног аппарата не резонируют вообще, но колеблются от потока воздуха, добавляя собственную частоту. Когда пою довольно долго, то вообще перестаю думать о звуке - он сам идет чисто и легко. "Участвую в процессе" только если надо сделать голос грубее. Вы лучше разложите по полочкам, какие места (анатомически) в каких ситуациях резонируют - и Вам проще, и мне понятнее будет.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это я и имел в виду. Резонирующие полости - основа резонанса в обычном пении. А резонанс тел проявляется в том, что они сами начинают вибрировать в унисон и издавать свою мощную частоту. Например, при направлении звука в область вёрхних дёсен ощущается вибрация в области гайморовых пазух, которая указывает на правильное формирование звука, но на конечный результат не влияет. Вот с ложными голосовыми связками как раз этот вариант: под влиянием звуков снизу (штробасовых или из истинных голосовых связок) они начинают сильнее вибрировать в свойственной для них частоте (весьма высокой) и издавать свой мощный звук. То есть, тоже резонанс, но не тот полостной резонанс, который используется в обычном пении, почему я и спорил, а резонанс тела, при котором оно начинает издавать мощные звуки в унисон посторонним частотам. Этот резонанс - гораздо мощнее, почему и так хорошо слышно при включении ложных голосовых связок. Ну а нёбом, сводом глотки, щелью между языком и дёснами - это всё классический полостной резонанс, который лишь усиливает обертоны из голосовых связок, но не создаёт двухголосия, так как сами эти устройства вибрировать и создавать свою форманту при этом, не начинают.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

под влиянием звуков снизу (штробасовых или из истинных голосовых связок)
Леонид, извините, я до сих пор не понял, это одни и те же связки, или, если нет, то где штробасовые? Я всегда думал, что при штробасе происхоит смыкание истинных связок без их собственной вибрации, и воздух как бы выдавливается сквозь них. Я не прав?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, штробас, как это общеизвестно - вибрация хрящей гортани. Классически - в районе перехода гортани в трахею, под кадыком, а более низкотоновый источник, используемый в пещерном каргыраа - в трахее над яремной ямкой. Тут не ошибёшься, так как даже при пении ими, если положить руку на гортань, то точно в тех местах слышно вибрацию, неслабую. К тому же штробас можно комбинировать с обычным голосом, издавая двойной звук, что я уже показывал, но если бы и то, и другое исходило из голосовых связок, то это было бы проблемно.

Посмотрите:

http://rutube.ru/tracks/2112106.html

http://www.musicforums.ru/vocal_arc/browse_thread.php?bn=mfor_vocalarc&thread=1246995250&replies=57

http://vokalistu.blogspot.com/2008/07/blog-post_2637.html

А смыкание без вибрации с продавливанием воздуха - именно так образуется свисток.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...